Yandex
Google
ActySudov.ru
Вид Гражданское
Этап Первая инстанция
Регион Саратовская область
Суд Заводской районный суд г. Саратова (Саратовская область)
Судья Дарьина Татьяна Владимировна
Категория 2.063 - Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к Пенсионному фонду... -> иные требования к Пенсионному фонду РФ
Результат
Дата 18/09/2016
Источник документа
Источник карточки дела
Распечатать: Сохранить: Отправить:

Перед Вами решение по делу 2-5283/2016 ~ м-4775/2016 , Заводской районный суд г. Саратова (Саратовская область) , судья Дарьина Татьяна Владимировна. Также Вы можете ознакомиться с другими нормативно-правовыми документами по этому делу всех судов, входящих в судебную систему Российской Федерации: решения, приговоры, постановления, распоряжения, определения. С помощью поисковых фильтров можно изучить судебную практику и решения судов по аналогичным делам других судей.

Решение по делу 2-5283/2016 ~ М-4775/2016

'

Дело №2-5283/2016

Решение

Именем Российской Федерации

29 сентября 2016 года город Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Дарьиной Т.В.,

при секретаре Муханчаловой Р.С.,

с участием истца Мокроусовой Е.А.,

представителя ответчика Авдеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мокроусовой Е. А. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе города Саратова о включении в специальный педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Мокроусова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе города Саратова о включении в специальный педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя свои исковые требования следующим.

<Дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. Вместе с тем, решением <№> от <Дата> (протокол <№> от <Дата> года) ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В специальный стаж работы ответчиком не был включен периоды с <Дата> по <Дата> (<№> месяцев <№> дней) в должности воспитателя прогимназии <№> Улешовской нефтебазы ОАО «<данные изъяты>» ввиду того, что Улешовская нефтебаза АООТ «<данные изъяты>», Улешовская нефтебаза ОАО «<данные изъяты>» не поименованы списком от <Дата> <№>, а прогимназия не являлась учреждением, то есть не имела статуса юридического лица.

Считая решение комиссии УПФ незаконным, Мокроусова Е.А. обратилась в суд и просит признать незаконным решение УПФ <№> от <Дата> (протокол <№> от <Дата>) в части отказа ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости и исключения из специального стажа периода её работы с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя прогимназии <№> Улешовской нефтебазы ОАО «<данные изъяты>», обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в специальный педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначить ей пенсию с даты обращения – <Дата>.

В судебном заседании истец Мокроусова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Авдеева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что при назначении пенсий Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе города Саратова строго руководствуется нормами действующего законодательства РФ. Истцу законно отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.    

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 ст.27 указанного Закона).

В соответствии со ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 4 статьи 30 указанного закона установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться в применением правил исчисления, предусмотренным законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения этой работы (деятельности).

Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ранее действовали Списки, утвержденные Постановлением Правительства СМ РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года для периодов работы до 01 ноября 1999 года и Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, для периодов работы после 01 ноября 1999 года.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельности в организациях для детей, действующий в отношении периодов после 11 ноября 2002 года.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В соответствии с толкованием, данным в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и.т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27,28 Закона от 17.12.2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством право на льготную пенсию у педагогических работников возникает при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и в определенных лечебных учреждениях.

В судебном заседании установлено, что Мокроусова Е.А. работала на Улешовской нефтебазе ОАО «<данные изъяты>» прогимназия <№> с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя на 1 ставку.

Как следует из архивной справки о переименовании предприятия от <Дата>, на основании постановлении Правительства РФ от <Дата> <№>, в соответствии с перечнем типов и видов работ государственных и муниципальных образовательных учреждений и на основании приказа <№> от <Дата> «Детский сад – начальная школа <№>» переименовано в «Центр образования <№>». На основании приказа <№> от <Дата> ОАО «<данные изъяты>» <№> от <Дата> в связи с получением лицензии от <Дата> Министерства образования и науки Правительства Саратовской области «Центр образования <№>» переименован в Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия <№>».

На основании приказа <№> от <Дата> с баланса ОАО «<данные изъяты>» на баланс комитета по образованию администрации г.Саратова передано здание «Прогимназии <№>». На основании свидетельства о регистрации <№> от <Дата> АООТ «<данные изъяты>» преобразовано в ОАО «<данные изъяты>» Улешовская нефтебаза АООТ «<данные изъяты>» согласно приказа <№> от <Дата> преобразована в филиал Улешовская нефтебаза ОАО «<данные изъяты>». В соответствии с приказом ОАО «<данные изъяты>» <№> от <Дата> Улешовская нефтебаза является структурным подразделением ОАО «<данные изъяты>» на основании Устава Общества регистрационный <№>.

Деятельность и статус учреждения в указанный период не менялись, истец осуществляла функции в качестве воспитателя детского учреждения в одном и том же учреждении.

Указанные обстоятельства подтверждены имеющимся в материалах дела копией трудовой книжки Мокроусовой Е.А., справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий, архивной справкой о подтверждении стажа и переименовании предприятия от <Дата>.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности и для гарантий равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных (государственных, муниципальных, негосударственных) учреждений независимо от того, в чьей собственности они находятся, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из их педагогического стажа стаж работы в должности воспитателя детского учреждения не государственного типа.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» также дал разъяснение в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Учитывая требования норм права и изложенные обстоятельства суд считает, что работники негосударственных организаций, в т.ч. педагогические работники, осуществлявшие свою деятельность в период до вступления в законную силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «О страховых пенсиях» в школах и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, и не имеющих статус юридического лица, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений, имеющих статус юридического лица. Поэтому при переходе на новую систему пенсионного обеспечения Мокроусова Е.А. не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в т.ч. в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, в зависимость от принадлежности дошкольного заведения.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что истцом суду представлены достаточные, достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие её работу в спорный период в качестве воспитателя детского учреждения, которая даёт ей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью.

При включении спорных периодов работы в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Мокроусовой Е.А., специальный стаж ее работы превышает требуемые 25 лет, а поэтому в силу подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истице должна быть назначена досрочная страховая пенсия.

В соответствии с толкованием, данным в п.23 Постановлением Пленума Верховного Суда от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Мокроусова Е.А. в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтому суд считает правильным обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с <Дата>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными решение <№> от <Дата> и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении – Управление пенсионного фонда РФ в Заводском района г.Саратова <№> от <Дата> в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и исключения из стажа педагогической деятельности Мокроусовой Е. А. периода работы с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя прогимназии <№> Улешовской нефтебазы ОАО «<данные изъяты>».

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова включить данный период в стаж работы Мокроусовой Е. А. для досрочного назначения страховой пенсии по старости с <Дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.

Судья                         Т.В. Дарьина

'
Решение суда по делу 2-5283/2016 ~ М-4775/2016, Заводской районный суд г. Саратова (Саратовская область) стр.2 Решение суда по делу 2-5283/2016 ~ М-4775/2016, Заводской районный суд г. Саратова (Саратовская область) стр.3