Yandex
Google
ActySudov.ru
Вид Административное
Этап Первая инстанция
Регион Самарская область
Суд Судебный участок №59 Самарской области
Судья Пиганова Ирина Александровна
Юрист Палагину Н. А.
Категория 19.5 ч.1
Результат
Дата 10/12/2017
Источник документа
Распечатать: Сохранить: Отправить:

Перед Вами решение по делу 5-550/2017 , Судебный участок №59 Самарской области , судья Пиганова Ирина Александровна. Также Вы можете ознакомиться с другими нормативно-правовыми документами по этому делу всех судов, входящих в судебную систему Российской Федерации: решения, приговоры, постановления, распоряжения, определения. С помощью поисковых фильтров можно изучить судебную практику и решения судов по аналогичным делам других судей.

Решение по делу 5-550/2017

'

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2017 года.

Мотивированное постановление изготовлено 18.12.2017 года.

г.о. Жигулевск                                                                                         18 декабря 2017 года

И.о. мирового судьи судебного участка № 59 судебного района г.Жигулевска Самарской области - мировой судья судебного участка № 60 судебного района г.Жигулевска Самарской области Пиганова И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-550/2017 в отношении юридического лица - ОАО «Жигулевский хлебозавод», юридический адрес: 445350, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Ленина, д.30, <ОБЕЗЛИЧЕНО> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,            

У С Т А Н О В И Л:

           

          27.10.2017 г. в 14.00 ч. в ходе проведения внеплановой выездной проверки по адресу: г. Жигулевск, ул. Ленина, д.30 в отношении ОАО «Жигулевский хлебозавод» выявлено, что ОАО «Жигулевский хлебозавод» не выполнило в установленный срок предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор №03-05/196-04/1 от 30.09.2016 г., а именно: в срок до 30.09.2017 г. не выполнен пункт предписания №1 - в соответствии с требованиями п.2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для ОАО «Жигулевский хлебозавод» разработать проект ориентировочного размерасанитарно-защитной зоны.

Ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти действия ОАО «Жигулевский хлебозавод» квалифицированы  по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела защитник ОАО «Жигулевский хлебозавод» - Палагина Н.А. виновность юридического лица не признала, предоставила письменные возражения, дополнив, что состав административного правонарушения в действиях предприятия в соответствии с требованиями КоАП РФ не установлен, предписание № 03-05/196-04/1 от 30.09.2016 нельзя признать законным. Обществом эксплуатируется объект, который не является вновь строящимся или реконструируемым, а потому с учетом положений пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" у общества отсутствует обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны. В названный СанПин Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 г. № 122, внесены изменения и из п. 1.2 абзаца первого исключены слова «и действующих». Предприятие относится в четвертому классу опасности и на него не распространяется обязательность разработки проекта, который предусмотрен в обязательном порядке только для объектов 1-3 класса опасности (п. 1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Имеется экспертное заключение составленное специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» и утвержденное 13.01.2016 г., согласно которого проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО «Жигулевский хлебозавод» соответствует государственным санитарным нормам и правилам. На основании данного заключения, УФСН в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзором) выдано санитарно-эпидемиологического заключение от 20.01.2016 г. Просит прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

          В судебное заседание ведущий специалист - эксперт  территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по самарской области - <ОБЕЗЛИЧЕНО>. не явилась, присутствуя ранее в судебном заседании, пояснила, что предприятие, у которого существуют любые вредные источники воздействия на окружающую среду обязано в соответствии с ФЗ №52 «О санитарном благополучии» иметь проект. Пищевая промышленность пользуется природным газом, углеводород выделяется на производстве. Продукты сгорания несут концерогенные вещества. У ОАО «Жигулевский хлебозавод" нет ни расчетного проекта, ни установленного. Полагает, что нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, распространяются на ОАО «Жигулевский хлебозавод» как на эксплуатируемый объект. Как следует из письменных объяснений, ни предписание №03-05/196-04/1 от 30.09.2016г., ни протокол № 18-04/182 об административном правонарушении от 30.09.2016 г., ни постановление о назначении административного наказания №18-04/120 от 12.10.2016 г. по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ОАО «Жигулевский хлебозавод» в установленные законом сроки в суде не оспорены, постановление вступило в законную силу, штраф в размере 10 000 рублей, оплачен, то прекратить производство по делу не представляется возможным. Рассматривать в данном процессе вопрос о законности получения предписания не правомочно. Согласно п. 1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03: санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе п. 2.1. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. (в ред. Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять, в частности, требования санитарного законодательства установлена статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Таким образом, при проведении внеплановых контрольных мероприятий в период со 02.10.2017г. по 27.10.2017г. в отношении ОАО «Жигулевский хлебозавод» с целью проверки выполнения предписания № 03-05/196-04/1 от 30.09.2016 года об устранениивыявленных нарушений, срок исполнения которых истек 30.09.2017 года, юридическим лицом не предоставлены документы, подтверждающие или опровергающие наличие фактов, указанных выше. 

         Выслушав защитника ОАО «Жигулевский хлебозавод» Палагину Н.А., исследовов материалы дела, суд приходит к следующему.

         Согласно ст.19.5 ч.1КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Деятельность ОАО «Жигулевский хлебозавод» подтверждается Уставом, утвержденным решением внеочередного общего собрания акционеров от 29.12.2006 г., свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 09.10.2002 г., согласно которого ОАО «Жигулевский хлебозавод» зарегистрировано Администрацией г. Жигулевска 23.10.1996 г.

Из материалов дела усматривается, что 27.10.2017г. внеплановой проверкой, проведенной на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 18.08.2017 г. № 18-04/613, было установлено, что ОАО « Жигулевский хлебозавод» не выполнено предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор № 03-05/196-04/1 от 30.09.2016 г., а именно в срок до 30.09.2017г. не выполнен пункт предписания №1: в соответствии с требованиями п.2.1. Сан Пин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для ОАО «Жигулевский хлебозавод» разработать проект ориентировочногоразмера санитарно- защитной зоны.

         Неисполнение предприятием предписания от 30.09.2016 г. № 03-05/196-04/1, выразившееся в том, что предприятие не разработало проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для ОАО «Жигулевский хлебозавод», зафиксированное актом проверки от №18-04/613 от 27.10.2017 г., послужило основанием для составления в отношении ОАО «Жигулевский хлебозавод» протокола № 18-04/134 от 27.10.2017 г. об административномправонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

         В  соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств   дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

         Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

         Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

В ходе производства по делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитником ОАО «Жигулевский хлебозавод» отрицается, ссылаясь на незаконность выданного предписания, при этом указывается на то, что состав административного правонарушения в действиях предприятия в соответствии с требованиями КоАП РФ не установлен, обществом эксплуатируется объект не являющийся вновь строящимся или реконструируемым, в связи с чем, с учетом положений пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 у предприятия отсутствовала обязанность по выполнению указанного в предписании от 30.09.2016 г. требований.  

Между тем, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять, в частности, требования санитарного законодательства установлена статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

В пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно - защитная зона - специальная территория с особым режимом использования устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, ее размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (пункт 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу пункта 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

ОАО «Жигулевский хлебозавод» имеет класс IV по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов" (пункт 7.1.8 Промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ), располагается адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Ленина, дом 30, и имеет санитарно-защитную зону в 100 метров.

Как следует из пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в действующей на момент вынесения предписания редакции изменений и дополнений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010№ 122), требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

         В прежней редакции, действовавшей до изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 № 122, пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусматривал, что требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию как вновь строящихся и реконструируемых объектов и производств, перечисленных в данной норме, так и действующих.

         Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 № 122 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» внесены, в частности, следующие изменения: из главы I пункта 1.2 абзаца первого исключены слова «и действующих».

        Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что спорный объект   (к которому в предписании от 30.09.2016 г. сделан вывод о необходимости выполнения ОАО «Жигулевский хлебозавод» требований пункта 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03) является вновь строящимся или реконструируемым объектом, материалы дела не содержат.

         Согласно п.3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона. Пунктами 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 предусмотрено, что юридическиелица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе обеспечить проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлена обязанность хозяйствующих субъектов осуществлятьпроизводственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Аналогичные требования закреплены в пункте 1.5 СП 1.1.1058-01, которыми определен порядок организации и проведенияпроизводственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В силу статьи 32 Федерального закона N 52-ФЗпроизводственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно пункту 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль в числе прочего включаетосуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных данными санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье. В соответствии с пунктом 2.6 СП 1.1.1058-01 программа (план)производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 2.8 СП 1.1.1058-01). Согласно пункту 4.1 данных санитарных правил на таких категориях объектовкак промышленные предприятия (объекты) (в частности: производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны) производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний и включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды.

 Защитником юридического лица суду представлены: разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 170474 от 12.07.2017 г., экспертноезаключение по результатам санитарно - эпидемиологической экспертизы, обследования испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок от 13.01.2016г. №12, согласно которому проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО «Жигулевский хлебозавод» соответствует государственным санитарным нормам и правилам, на основании данного экспертного заключения получено санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Управлением Роспотребнадзора по Самарской области от 20.01.2016 г. № 63.СЦ.04.000.Т.000081.01.16.

        С учетом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела вывод должностного лица о том, что СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 подлежит применению в отношении эксплуатируемого обществом производственного объекта не является обоснованным, равно как и вывод о наличии у ОАО «Жигулевский хлебозавод» обязанности по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, а значит предписание от 30.09.2016 г. нельзяпризнать законным.       

        В силу частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

        При указанных обстоятельствах в действиях юридического лица ОАО «Жигулевский хлебозавод» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

                                                                                                   

Производство по делу об административном правонарушении № 5-550/2017 в отношении юридического лица - ОАО «Жигулевский хлебозавод», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Жигулевский городской суд Самарской области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье судебного участка № 59 судебного района г.Жигулевска Самарской области.

 

<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья                                                                                                 И.А. Пиганова

 

 

                                                  Резолютивная часть

<АДРЕС>

'