Yandex
Google
ActySudov.ru
Перед Вами определение от 25 апреля 2003 г. , Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ) , судья Харланов Александр Васильевич. Также Вы можете ознакомиться с другими нормативно-правовыми документами по этому делу всех судов, входящих в судебную систему Российской Федерации: решения, приговоры, постановления, распоряжения, определения. С помощью поисковых фильтров можно изучить судебную практику и решения судов по аналогичным делам других судей.

Определение от 25 апреля 2003 г.

'

Определение от 25 апреля 2003 г.

Верховный Суд Российской Федерации - Гражданское
Суть спора: О признании недействующими пунктов 6.2, 6.3 и 6.4 "Требований к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению иликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области", утвержденных постановлением Главы администрации Оренбургской области от 11.09.2002 № 137-п.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № > 47-Г03-5


ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Нечаева В.И. судей Харланова А.В., Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2003 г. гражданское дело по кассационной жалобе Главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 21 февраля 2003 г. по заявлению ОФО «Оренбургнефть» о признании недействующими отдельных положений «Требований к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области», утвержден- ных постановлением Главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 г. № 137-п.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хар- ланова А.В., объяснения представителя ОАО «Оренбургнефть» Пастухова В.Г., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

постановлением главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 года № 137-п утверждены «Требования к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области» (далее именуются Требования), которые определяют содержание планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются Планы), механизм проведения экспертизы, согласования и утверждения Планов в главном управлении по делам ГОЧС Оренбургской области.

Пунктом 6.2 Требований установлено, что Планы до их согласования и утверждения подлежат экспертной оценке. В пункте 6.3 Требований ука- зано, что экспертная оценка производится на основании договора между главным управлением по делам ГОЧС Оренбургской области и организа- циями, представляющими Планы на утверждение, а в п.6.4 установлен срок- проведения экспертизы, исчисляемый со дня поступления финансовых средств на проведение экспертизы в соответствии с заключенным догово- ром.

ОАО «Оренбургнефть» обратилось в Оренбургский областной суд с требованиями о признании недействительными пунктов 6.2 в части слов «до его согласования и утверждения», пунктов 6.3, 6.4 Требований, ссылаясь на то, что содержащиеся в них положения, не соответствуют требованиям ст.23 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 613, а также п.З ст.7 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». В обосно- вание требований сослался также на то, что предусмотренная «Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 (с изменениями от 15.04.2002 г.) процедура согласования планов в территориальном органе МЧС не предусматривает проведение какой-либо экспертизы. Проверка представленных планов на соответствие задачам предупреждения и эффек- тивной ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов входит в круг публичных обязанностей МЧС и не может быть обусловлена заключе- нием с органами МЧС договоров частноправового характера, финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, совмещение функций органов власти с функциями хо- зяйствующих субъектов запрещено Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».


Оспариваемыми нормами нарушаются интересы общества, вынуж- денного нести бремя дополнительных расходов по оплате экспертизы пред- ставляемых планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти.

Решением Оренбургского областного суда от 21 февраля 2003 г. при- знаны недействующими пункты 6.3 и 6.4 Требований. В остальной части в удовлетворении заявления ОАО «Оренбургнефть» отказано.

В кассационной жалобе Главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовле- творения заявления ОАО «Оренбургнефть» и вынесении нового решения по делу.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит ее под- лежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявление ОАО «Оренбургнефть» о признании недействующими пунктов 6.3 и 6.4 оспариваемых требований, суд исходил из того, что они противоречат статьям 23 и 26 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поскольку организация и проведение государственной экспертизы планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов является функцией МЧС России и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.

Однако с выводом суда о противоречии данных пунктов Требований федеральному законодательству согласиться нельзя.

Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, осуществ- ление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации по пред- метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Общие организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий в том числе окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, полномочия органов госу-дарственной власти, местного самоуправления, обязанности органов исполнительной власти и организаций (независимо от их организационно- правовой формы) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением Правительства РФ № 613 от 21 августа 2000 г. (с по- следующими изменениями) утверждены «Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (далее Основные требования), которыми определены принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, относящихся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов, а также установлен порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы, касающиеся экспертизы планов, данным постановлением не регулируются.

Согласно ст.26 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организация и проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложена на специально уполномоченные федеральные органы и органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из Положения о Министерстве Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти- хийных бедствий» (ст.7 п.32) следует, что организация и проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций относится к основным функци- ям МЧС России.

Законодательством Оренбургской области функции специализирован- ного экспертного органа, уполномоченного на проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возложены на отдел государственной экспертизы, созданной в структуре Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.

В силу ст.23 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.


Таким образом федеральным законодательством определены специально уполномоченные органы по проведению государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также порядок финансирования этих органов (за счет средств соответствующих бюджетов).

Вместе с тем указанным Федеральным законом не установлено, что оплата экспертизы Планов организаций осуществляется за счет средств, вы- деляемых на финансирование из бюджета специально уполномоченным ор- ганам на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. То есть этот вопрос в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не урегулирован.

Поскольку указанный вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и данным Федеральным законом он не урегулирован, субъект Российской Федерации впра- ве был урегулировать его в своем законодательстве.

Поскольку обязанность по разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне возложена на организации, осуществляющие разведку месторожде- ний, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, а не на органы управления, с которыми эти планы долж- ны быть лишь согласованы и к полномочиям которых относится их утверждение (п.6 Основных требований), у суда не было оснований для вывода о том, что оплата экспертизы не должна осуществляться за счет средств зая- вителя.

ОАО «Оренбургнефть» выступает в данном случае в качестве хозяй- ствующего субъекта, заказчика документации, подлежащей экспертизе.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами государственная экспер- тиза Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов правильно, в соответствии с пунктами 6.3 и 6.4 оспаривае- мых требований должна производиться на основании договора между специально уполномоченным на проведение государственной экспертизы (главным управлением по делам ГОЧС Оренбургской области) и организа- циями, представляющими Планы на утверждение и при условии внесения этими организациями определенной в договоре платы за проведение экспертизы.

Аналогичным образом урегулирован вопрос и в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (статьи 12, 14, 18, 27, 28).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Оренбургского областного суда от 21 февраля 2003 г. в части удовлетворения заявления ОАО «Оренбургнефть» отменить. Вынести в ука- занной части новое решение, которым ОАО «Оренбургнефть» в удовлетво- рении требования о признании недействующими пунктов 6.3 и 6.4 «Требований к разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Оренбургской области», утвержденных постановлением Главы администрации Оренбургской области от 11 сентября 2002 г. № 137-п - отказать.



Суд:

Верховный Суд РФ (подробнее)

Истцы:

Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (подробнее)

Ответчики:

Администрация Оренбургской области, Главное управление по делам ГОЧС, Прокуратура Оренбургской области (подробнее)

Судьи дела:

Харланов Александр Васильевич (судья) (подробнее)
 
'
Определение суда от 25 апреля 2003 г., Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ) стр.2 Определение суда от 25 апреля 2003 г., Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ) стр.3 Определение суда от 25 апреля 2003 г., Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ) стр.4 Определение суда от 25 апреля 2003 г., Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ) стр.5 Определение суда от 25 апреля 2003 г., Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ) стр.6